Постановление Правительства РФ № 1875 регламентирует применение национального режима при осуществлении закупок по 44-ФЗ. Оно включает в себя запреты, ограничения и преимущества при закупке определённых товаров, работ и услуг. Однако у заказчиков нередко возникает вопрос: если товар отсутствует в перечнях пунктов 1 и 2, следует ли к нему применять механизм предоставления преимуществ?
Разберёмся с пунктами постановления
- Пункт 1 – определяет перечень товаров, на которые распространяется запрет на допуск иностранных производителей.
- Пункт 2 – включает товары, в отношении которых действуют ограничения допуска, например, правило "второй лишний".
Если товар не включён ни в один из этих списков, возникает логичный вопрос: должен ли заказчик устанавливать по нему преимущество?
Что еще почитать? Самое интересное на портале
- Топ лучших агрегаторов для поиска тендеров в 2024 году
ТендерГуру, Ростендер, Бикотендер и другие. - Лучшие электронные торговые площадки (ЭТП)
Росэлторг, Текторг, ЭТП ГПБ и другие.
Что говорят в обсуждениях?
Мнения заказчиков в подобных ситуациях расходятся. Часть специалистов считает, что если товар отсутствует в перечнях запретов и ограничений, но включён в объект закупки, значит, к нему автоматически применяется механизм предоставления преимуществ.
Другая часть отмечает, что прямого указания на необходимость применения преимущества нет, поэтому решение о его установлении остаётся за заказчиком, исходя из анализа нормативных документов.
Правильный подход
Чтобы ответить на вопрос, следует учитывать несколько факторов:
Общее действие постановления
- Постановление № 1875 применяется ко всем закупкам, попадающим под его сферу регулирования. Это значит, что если товар подпадает под его действие, но не включён в запреты и ограничения, возможно, к нему должно применяться преимущество.
Разделение механизмов национального режима
- В постановлении говорится о трёх механизмах: запреты, ограничения и преимущества.
- Если товар отсутствует в списках запретов и ограничений, но включён в перечень закупок, к нему логично применять механизм предоставления преимуществ.
Позиция регуляторов
- Практика показывает, что контролирующие органы могут требовать применения преимущества, даже если товар отсутствует в первых двух перечнях.
- Некоторые заказчики указывают, что при проверке их обязывали устанавливать преимущества, поскольку товар в целом подпадает под действие постановления.
Как действовать заказчику?
- Проверить актуальные перечни товаров – возможно, товар включён в другую категорию национального режима.
- Обратиться за разъяснениями в ФАС или Минфин – если есть сомнения, лучше получить официальное разъяснение.
- Изучить примеры аналогичных закупок – можно проверить, как другие заказчики оформляли аналогичные закупки.
- При наличии сомнений устанавливать преимущество – если заказчик не уверен, лучше применить механизм предоставления преимуществ, чтобы избежать возможных претензий от проверяющих органов.
Итог
Если товар отсутствует в перечнях пунктов 1 и 2 постановления № 1875, это не означает автоматического освобождения от применения национального режима. В большинстве случаев на него распространяется механизм предоставления преимуществ, но конкретное решение зависит от классификации товара, позиции заказчика и возможных разъяснений контролирующих органов. Чтобы избежать ошибок, стоит заранее уточнить правомерность своих действий, особенно если закупка крупная и может попасть под пристальное внимание проверяющих структур.