Главная Блог

Как действовать, если контракт расторгнут по вине заказчика, но обеспечение не возвращено?


Петр Камаль
Ответ на вопрос составил:
Эксперт с более чем 15-летним опытом работы в сфере коммерческих и государственных закупок. За время своей карьеры успешно реализовал десятки проектов, связанных с организацией и сопровождением тендерных процедур, разработкой закупочной документации и обеспечением соответствия законодательным требованиям. Основные компетенции включают проведение анализа рынка и поставщиков, управление рисками, разработку стратегий участия в тендерах и сопровождение на всех этапах заключения контракта (44-ФЗ, 223-ФЗ и корпоративные закупки).
Вступить в закрытый канал с тендерными специалистами





Как действовать, если контракт расторгнут по вине заказчика, но обеспечение не возвращено?

Если контракт расторгнут по вине заказчика, участник закупки имеет право на возврат обеспечения исполнения контракта. Однако на практике заказчики могут задерживать возврат средств или уклоняться от выполнения обязательств.

Основания для возврата обеспечения:

Статья 96 44-ФЗ (Обеспечение исполнения контракта):

  • В случае расторжения контракта по вине заказчика, обеспечение исполнения подлежит полному возврату поставщику (ч. 27 ст. 96 44-ФЗ).
  • Если контракт расторгнут по соглашению сторон или по решению суда, обеспечение также подлежит возврату.

2. Письмо Минфина №24-01-07/7054 от 11.02.2021:

  • Уточняется, что в случае расторжения контракта по вине заказчика, удержание обеспечения не допускается.

Порядок действий для возврата обеспечения:

Официальное обращение к заказчику:

  • Направьте заказчику письменное требование о возврате обеспечения исполнения контракта.
  • Укажите номер контракта, реквизиты платежа и обстоятельства расторжения контракта.
  • Приложите документы, подтверждающие расторжение по вине заказчика (протоколы, решения суда или допсоглашение).

Пример формулировки:«На основании ч. 27 ст. 96 44-ФЗ, прошу вернуть обеспечение исполнения контракта в размере ___ рублей в связи с расторжением контракта №__ от ..____ по вине заказчика. В случае непоступления средств в течение 10 рабочих дней оставляю за собой право обратиться в ФАС и суд.»_

Обращение в ФАС:

  • Если заказчик проигнорировал запрос, можно подать жалобу в ФАС на действия заказчика.
  • В жалобе указать:
    • Номер закупки и контракта.
    • Обоснование незаконного удержания обеспечения.
    • Требование о возврате средств и проведении проверки.
  • ФАС вправе выдать предписание о возврате обеспечения и привлечь заказчика к ответственности.

Судебное разбирательство:

  • Если ни обращение, ни жалоба в ФАС не дали результата, обратитесь в арбитражный суд с иском о взыскании необоснованно удержанных средств.
  • В иске необходимо:
    • Указать сумму обеспечения и реквизиты платежа.
    • Подтвердить, что контракт расторгнут по вине заказчика (допсоглашение, решение ФАС или суда).
    • Приложить переписку с заказчиком.

Судебная практика показывает, что суды часто становятся на сторону поставщиков, если заказчик необоснованно удерживает обеспечение.

Если заказчик ссылается на нарушение сроков расторжения:

  • Важно подтвердить, что поставщик добросовестно исполнял обязательства и именно действия заказчика привели к расторжению.
  • Приложите акты приемки, переписку с заказчиком и иные документы, подтверждающие исполнение обязательств со стороны поставщика.

Пример из практики:

Ситуация:

  • Поставщик поставил оборудование, но заказчик в одностороннем порядке расторг контракт, сославшись на ненадобность товара.
  • Поставщик обратился в ФАС, которая обязала заказчика вернуть обеспечение в течение 15 дней.

Важные нюансы:

  • Если контракт расторгнут по вине поставщика, обеспечение не возвращается.
  • Удержание обеспечения допустимо, если контракт был расторгнут из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств поставщиком.
  • Возврат обеспечения осуществляется в течение 30 дней с момента расторжения контракта, если иное не указано в документации.

Вывод:

Если контракт расторгнут по вине заказчика, но обеспечение не возвращено, первым шагом является официальное обращение к заказчику. При отсутствии реакции необходимо подать жалобу в ФАС и, если это не решит проблему, обратиться в арбитражный суд. Закон однозначно стоит на стороне поставщика в таких ситуациях, а заказчик не вправе удерживать обеспечение без законных оснований.


Закрытая группа по закупкам - ответы на вопросы по тендерам

Полезные советы, обсуждения, опыт экспертов – бесплатно!

Вступить в Telegram

Комментарии к статье


Пока оставлено 0 комментариев.
Может первым будете вы (Публикуется после модерации)?



Другие записи в блоге