Новости закупок | |
ФАС на госзаказ | |
02 марта 2016 С момента вступления в силу 44-го закона о федеральной контрактной системе (ФКС) в сфере госзакупок прошло чуть больше двух лет. Такого количества претензий, которые в свое время звучали в адрес 94-го закона - а именно ему на смену пришла ФКС, - сейчас не слышно. Однако в ФАС отмечают, что новая система далеко не идеальна. "Критерии, послужившие основанием для отмены 94-го закона, стали критериями, которые привели к тому, что процедуры госзакупок перестали быть конкурентными. В большинстве случаев это заранее известный победитель, который определяется по заранее известным формулам", - констатировал Игорь Артемьев, отвечая на вопрос "РГ". - Мы не говорим, что стоит вернуться к 94-му закону: в одну реку не войдешь дважды. Однако полагаем, что нужно собрать лучшее, что есть в 44-м законе, сделать решительный шаг и, по сути, написать новый закон". Глава ФАС уточнил, что в существующей системе есть несколько эффективных обходных маневров, которые увели больше половины закупок в серое поле. "В результате мы вернулись туда, где были, - в 90-е годы", - заметил он. В качестве примера Артемьев привел тот факт, что госорганы научились избегать торгов с помощью субсидий, которые выдаются государственным унитарным предприятиям. "ГУПы не подпадают под действие 44-го закона и руководствуются 223-м законом, который регулирует корпоративные закупки. А он дает ГУПам право самим определять процедуру закупки, вплоть до того, что госзаказчик может вообще не проводить торги", - пояснил руководитель антимонопольной службы. На практике это выглядит следующим образом: деньги из бюджета, к примеру, на строительство школ, в виде субсидий идут ГУПам, а те, в свою очередь, отдают их понравившимся строительным компаниям. "Вместо конкуренции на торгах и экономии бюджетных средств получается вот такая схема. И это приобрело массовый характер", - отметил руководитель ФАС. Кстати, к 223-му закону у ФАС тоже есть претензии. По словам Игоря Артемьева, антиконкурентные закупки у единственного поставщика по всем компаниям, которые подпадают под действие 223-го закона, составляют 48 процентов. "Это случаи, когда единственный поставщик прямо назначается на долгие годы, - уточнил он. - Еще 41 процент - тоже, по сути, единственный поставщик, только появившийся в результате придумывания разного рода форм закупок - "чрезвычайная" закупка, "безальтернативный выбор". Если сложить первое со вторым, получается 90 процентов вообще неконкурентных процедур". Игорь Артемьев напомнил, что ряд согласованных с минэкономразвития поправок в 223-й и 44-й законы были приняты Госдумой в конце прошлого года в первом чтении. Они, к примеру, должны были обеспечить перевод всех конкурсов в электронную форму, но были "заблокированы лоббистами на неопределенный период". "После переговоров в администрации президента нам удалось сдвинуть этот процесс, а после совещания у первого вице-премьера Игоря Шувалова мы, надеюсь, добьемся окончательного принятия этих поправок", - сказал глава антимонопольного ведомства. Он добавил, что кардинально они ситуацию не изменят, но, по крайней мере, должны ее улучшить. Кстати В ФАС считают, что госкомпании и монополии недостаточно активно избавляются от непрофильных активов. "Когда речь идет о ресторанах, увеселительных заведениях, спортивных командах, наша твердая позиция: все это нужно продавать", - сказал Игорь Артемьев. - То, что сегодня активы стоят дешевле, не должно останавливать. Речь идет о снижении доли государства в экономике, которое способно оказать на нее мощный положительный эффект". В материалах ФАС со ссылкой на данные Росимущества отмечается, что "Россети" реализовали из 36 непрофильных активов лишь 16, "ФСК ЕЭС" из 209 активов - 20, "Ростелеком" продал 1787 из 6692, "Зарубежнефть" - 7 из 38, активы "РЖД" выделены в 41 дочерние общества, реализовано 13. Источник: http://www.rg.ru/2016/03/01/fas-skorrektiruet-nyneshniuiu-sistemu-goszakupok.html |