Новости закупок | |
Минэкономики предлагает ужесточить сроки расчетов по госконтрактам | |
11 апреля 2016 Минэкономики направило в Минюст согласованные с профильными ведомствами поправки к закону о госзакупках 44-ФЗ, они распространяют предельный месячный срок оплаты заказчиком исполненного контракта или его отдельных этапов (сейчас применяется к сделкам с субъектами малого бизнеса) на отношения со всеми подрядчиками. Это должно повысить финансовую дисциплину госзаказчиков, снизить риски исполнителей государственных и муниципальных контрактов и повысить привлекательность участия в госзакупках, говорится в пояснительной записке. Проект был опубликован для общественного обсуждения еще в сентябре, но его согласование затянулось более чем на полгода. Согласно отзывам (есть у "Ъ"), Счетная палата предложила сократить предельный срок оплаты по контрактам с малым бизнесом до десяти дней (Минэкономики обещает внести такую поправку во втором чтении), а ФАС предупредила, что нарушение заказчиками предельного срока оплаты позволит подрядчикам взыскивать неустойку, что приведет к дополнительным бюджетным расходам. "Деловая Россия" и Генпрокуратура, однако, считают, что просрочки и сейчас дорого стоят бюджету. Так, в Кабардино-Балкарии министерства строительства, ЖКХ и здравоохранения, не оплатившие контракты на 326 млн руб., были оштрафованы на 10 млн руб. Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ ссылается на многочисленные обращения предпринимателей о просрочках оплаты заказчиками обязательств по выполненным контрактам. В кризис это особенно негативно отражается на некрупном бизнесе, отмечают в ТПП (что, впрочем, вряд ли свидетельствует об эффективности уже действующей меры). В РСПП же, хотя и поддерживают повышение договорной дисциплины, опасаются "возможных затруднений" при реализации госзаказчиками "выплат по контрактам в ограниченные сроки", предлагая разрешить им "при необходимости" преодолевать запрет "путем уточнения условий контрактов". Последним согласился ограничить волокиту заказчиков Минфин, он рассмотрел проект лишь 4 апреля, после того как Минэкономики направило его в Минюст (последний этап перед внесением документа в правительство) с указанием, что финансовое ведомство в установленные регламентом сроки свою позицию по поправке не представило. Минфин в итоге поправку поддержал, указав, что, поскольку условие о сроках оплаты подлежит обязательному включению в госконтракт, федеральные органы власти, "Росатом" и "Роскосмос" должны предусмотреть в типовых условиях контрактов определение порядка оплаты по ним, включая авансирование. Отметим, генпрокурор Юрий Чайка в конце января уже предлагал премьер-министру Дмитрию Медведеву ввести административную ответственность госзаказчиков за нарушение сроков оплаты контрактов. Прокурор сообщил об итогах работы по исполнению поручения президента Владимира Путина: в июле 2015 года он требовал пресечь нарушения заказчиков. По данным Генпрокуратуры, неисполнение обязательств по оплате госконтрактов носит "массовый характер", совокупный объем долга на 1 сентября 2015 года составлял около 20 млрд руб., а на 1 декабря — около 25 млрд руб. Основная причина волокиты — дефицит местных бюджетов, но распространены и злоупотребления со стороны госзаказчиков. Неоплата контрактов ведет к задолженности по зарплате, налогам и невыполнению обязательств поставщиков перед контрагентами, вынуждает подрядчиков брать кредиты, а государство — платить штрафы, жаловался генпрокурор, предлагая привлекать за такие нарушения должностных лиц к административной ответственности по аналогии уже действующими в КоАП санкциями в сфере гособоронзаказа. Генпрокуратура также предлагает предусмотреть возможность дисквалификации виновных за неоднократные нарушения. Минэкономики по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова уже направило на согласование в Минфин, ФАС и ОНФ проект поправок к КоАП о штрафах в размере 20-30 тыс. руб. за нарушения как при оплате госконтрактов, так и при их авансировании. Исчтоник: http://www.kommersant.ru/doc/2961114 |